Мы продолжаем серию публикаций о методах ранней реабилитации детей. О методе Анат Баниэль (АБМ) рассказывает реабилиолог, практик АБМ с международным сертификатом, а также мама сына с ДЦП Римма Янушкевич @mama_reabilitolog.
Как появился Анат Баниэль Метод?
В основе Анат Баниэль Метода лежит метод Фельденкрайз. Как известно, Моше Фельденкрайз не был врачом – он был физиком, плотно изучал восточные практики, преподавал единоборства.И в какой-то момент он сам, будучи человеком гениальным, начал придумывать систему различных упражнений, движений, которые помогли ему восстановить здоровье и прийти к своему методу. Что было потом? У Моше Фельденкрайза появились ученики, среди них была Анат Баниэль.
Мне очень часто задают вопрос про различия методов Фельденкрайз и АБМ. Ответ на этот вопрос непрост.
Исторически, АБМ произошел от метода Фельденкрайз, и соответственно, имеет с ним много общего. С другой стороны, если метод Фельденкрайз возник как метод РЕабилитации (то есть, восстановления утраченных, например, в результате травмы функций), то Анат Баниэль с самого начала сфокусировалась на детях, которые изначально этими функциями не владели – не умели ползать, сидеть и так далее, то есть на Абилитации.
Расцвет и развитие метода АБМ приходится на совершенно другую эпоху, если можно так сказать, появления детей с ОВЗ: развитие методов сохранения беременности, выхаживание младенцев с низкой и экстремально низкой массой тела, использование ИВЛ, наконец, существенный рост числа детей с РАС (расстройством аутистического спектра) и генетическими отклонениями – все это наряду с постоянно появляющимися новыми данными научных исследований и новыми технологиями во всех дисциплинах, очевидно, меняет всю систему особого детства как явления.
Анат Баниэль постоянно продолжает развивать свой метод в соответствии с меняющейся ситуацией, и с этой точки зрения АБМ безусловно является эволюцией метода Фельденкрайза.
Добавлю еще тот факт, что на сегодняшний день все практики АБМ по всему миру являются прямыми учениками Анат Баниэль, создателя метода АБМ. Зная изнутри, как именно проходят 2,5-3 года обучения методу АБМ, могу сказать, что все сертифицированные практики АБМ – это специалисты высочайшего уровня подготовки руками самой Анат.
Чем отличается АБМ от других методов реабилитации?
С организационной точки зрения, Анат Баниэль Метод уникален тем, что его можно использовать как монометод. Можно ребенка вести все время на АБМ, если АБМ физически и материально доступен, и у родителей нет задачи разнообразить реабилитацию.
Поскольку АБМ развивает мозг ребенка, изменения происходят во всех направлениях: крупной и мелкой моторике, психо-эмоциональной и когнитивной сфере.
До сих пор в нашей стране методами реабилитации первого выбора являются ЛФК/АФК. Как выпускница Российского государственного университета физкультуры по специальности физическая реабилитация, могу сказать, что есть ситуации, когда на ЛФК дети с небольшими повреждениями восстанавливаются достаточно хорошо. Но во многих случаях этот метод не работает со сложными детьми, и родители начинают искать другие способы реабилитации.
Главное отличие АБМ в том, что метод основан не на разработке суставов и не на повторении движений.Это мануальная методика, подчиненная особым принципам, основанным, в свою очередь, на знаниях об особенностях функционирования головного мозга. Внешне это выглядит как создание у ребенка мотивации к движению с помощью рук, слов и других приемов специалиста.
Как проходят занятия по АБМ?
Первый вариант – интенсивный курс, когда практик занимается с ребенком на столе. Или на полу, если так удобнее в текущей ситуации. Движения могут быть пассивными, но чем больше у ребенка вырабатываются самостоятельные движения, тем больше мы включаем их в занятия. В работе мы используем различные побудительные мотивы: игрушки, мамины объятия и так далее. То есть, делаем все для того, чтобы у ребенка вызвать мотивацию к движению.
Второй вариант получил название «АБМ вашими руками». Мы проводим онлайн практику с родителями, которые находятся с ребенком в домашних условиях. Обучаем родителей взаимодействовать с ребенком с соблюдением принципов АБМ.
В чем различие: когда мы занимается на столе, то фокусируемся на ребенке. Когда мы занимаемся онлайн, фокус занятия – на маме. Ребенок в данном случае необходимый, но третий участник. Идея в том, чтобы обучение проходило в максимально привычной, комфортной, располагающей к взаимному общению мамы и ребенка, домашней атмосфере.
АБМ – это курсовая история?
Да, объясню почему. Стандартный интенсив обычно длится пять дней. В это время рекомендовано 1 или 2 занятия в день для ребенка. Но это средний показатель. С некоторыми детьми мы можем заниматься 3 раза за эти 5 дней, с другими 6, с третьими 10 – это очень индивидуально. В это время мозг максимально впитывает информацию, которую мы даем на занятиях. И потом, по прошествии 5 дней еще 2-3 недели мозг ее переваривает. То есть, максимальный эффект от курса АБМ, как правило, наступает через 2 недели после его окончания. Эти 2 недели я прошу, по возможности, чтобы ребенок не занимался другой физической реабилитацией.
Начиная заниматься с ребенком АБМ, реабилитолог ставит конкретную измеримую цель? Чтобы лучше начала двигаться рука, поворачиваться голова?
Один из принципов Анат Баниэль Метода – принцип гибких целей. Если мы ставим конкретную цель (например, чтобы ребенок пополз после курса), очень велика вероятность потерпеть неудачу. И более того, что хуже, в погоне за целью мы не увидим других возможностей этого ребенка. Наша задача –не научить ребенка ходит или сидеть, а научить максимально делать из того, что ему в принципе доступно. Есть дети, которые не пойдут никогда, что бы вы с ними не делали – такое сильное у него повреждение. И если мы сконцентрируемся на цели научить ребенка ходить, день за днем, мы ни к чему не придем, и, к сожалению, упустим возможность обучить ребенка читать, сидеть, двигаться удобным ему образом.
Как тогда оценивать изменения, которые происходят после курса?
Это хороший вопрос. Когда родители приходят ко мне в первый раз, я всегда спрашиваю, что ребенок умеет делать сейчас, и чему они хотят научиться в обозримом будущем. Если ребенок с ДЦП не держит голову, а родители ставят цель после курса поползти, я сразу говорю, что это маловероятно. Но в большинстве случаев родители ставят адекватные цели.
Да, родители должны понимать за что они отдаютденьги, отправляя ребенка на реабилитацию.Мы договариваемся так: вы даете возможность ребенку пройти 2-3 курса. Как правило, какие-то изменения родители видят уже после первого курса, затем повторяют интенсивы и наблюдают 2-3 месяца. После чего семья принимает решение о том, продолжать занятия АБМ или нет, исходя из того, устраивают ли их отмеченные изменения.
Я вспоминаю свои первые ощущения, когда мой ребенок проходил первый курс АБМ. И когда я видела все, что с ним делал американский практик, то не очень понимала, что происходит. Но когда после курса ребенок сам поехал на детской машинке, которая к тому моменту уже года полтора была у нас в семье – начал перебирать ногами и поехал! – это был огромный результат. Это к вопросу о гибких целях.
Как правило, все, кто выучился на практиков АБМ (в России до недавнего времени было 18 лицензированных АБМ-специалистов, теперь вместе со свежим выпуском нас стало 26 человек), сами – родители особых детей. В основном наш путь выглядел так: мы сами начали пробовать, увидели результат и пошли учиться ради своих детей. Я жалею о том, что когда мой ребенок был совсем маленький, таких специалистов в России еще не было – уверена, что мы могли бы продвинуться гораздо дальше.
Чем АБМ отличается от других мануальных методик?
Существует масса различных техник. Что касается остеопатии, если смотреть со стороны на работу остаопата и АБМ-практика – в ряде случаев это выглядит похоже. Остеопат работает с тканями, с жидкостями в организме. А мы работаем с движением. Просто иногда (и очень часто) это движение настолько малое, что его практически не видно со стороны.
Как реабилитолог, я советую родителям, чтобы они любой метод пробовали на себе. Ведь можно всегда взять 1-2 урока для себя. И когда взрослый человек ложится на стол, он понимает, насколько сильно эти миллиметровые движения ощущаются внутри.
АБМ хорошо комбинируется с остеопатией. Остеопаты готовят почву, а мы этому подготовленному организму помогаем двигаться.
АБМ – это больно?
Нет. Анат Баниэль, как клинический психолог, вложила в свой метод прекрасное понимание детской психологии.Первое, что нужно дать ребенкудля эффективного обучения– это безопасность и чувство комфорта. Поначалу ребенок не доверяет реабилитологу, особенно если это ребенок с большим опытом жесткой реабилитации. Первые 2-3 занятия моя задача – наладить взаимодействие, поэтому довольно часто первые занятия проходят на руках у родителей. Мы делаем все, чтобы ребенку было комфортно.
С какого возраста можно начинать реабилитацию по АБМ?
У Анат Баниэль в практике самому маленькому пациенту было несколько дней. У нас обычно дети в таком возрасте еще не занимаются реабилитацией. У меня самому маленькому ученику было 2,5 месяца. У коллег примерно так же. Это либо детки в зоне риска – недоношенные, либо суже имеющимися сложностями в развитии.
Есть ли противопоказания к занятиям АБМ?
Противопоказаниями к занятиям АВМ являются любые острые состояния (например, температура, частые судороги). Других противопоказаний нет.
Можно ли заниматься АБМ при купируемой эпилепсии?
Да. Потому что эпилепсия в том или ином виде сопровождает две трети детей с заболеваниями ЦНС– в таком случае, они вообще не получали бы физическую реабилитацию. До начала занятий реабилитолог всегда выясняет наличие и особенности течения эпилепсии у ребенка, уточняет, какую терапию применяют. Так же во время прохождения интенсивного курса АБМ мы просим отслеживать состояние ребенка в целом, и в частности обстановку по эпи. То есть, мы все время этот вопрос контролируем.
Сколько это стоит?
Стоимость одного занятия АБМ в Москве в среднем – 3-5 тысяч рублей.
*Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Вы узнаете об особенностях кожи недоношенных детей и правилах ухода за ней