Когда нужно начинать реабилитацию и развитие недоношенного ребенка? Многие родители начинают действовать сразу после выписки малыша из стационара. Однако специалист по работе с семьями с детьми с особыми потребностями Наталья Фрост уверена, что начинать нужно, когда ребенок находится еще в отделении реанимации.
Что такое раннее вмешательство, как родители могут взаимодействовать с ребенком, родившимся раньше срока – эти вопросы мы обсудили в прямом эфире фонда «Право на чудо». Запись прямого эфира с Натальей Фрост доступна на странице фонда ВКонтакте.
Каждый день внутриутробного развития важен для ребенка. Если ребенок родился раньше срока, кроме помощи врачей, ему необходимы условия, которые были в утробе матери.
Пока ребенок в кувезе
– Первое, что важно для ребенка – голос родителей. Все, что происходит с малышом после рождения – сильнейший стресс для него, который тормозит развитие. Поэтому голос мамы, папы, которые находятся рядом и разговаривают с ним – это уже очень много. Даже если вас пускают в реанимацию на 10-15 минут, приходите, разговаривайте с ребенком, пойте ему колыбельные. И ищите любую возможность, чтобы проводить в ребенком как можно больше времени.
Второе, что можно делать, когда ребенок находится в кувезе – стимуляция рефлексов. Мы дотрагиваемся до ладошки, пальчиков и ждем, чтобы ребенок схватился за палец. Если реакции нет, не переживайте, рефлекс нужно постепенно развивать. То же самое мы делаем с ножками – дотрагиваемся до них, стимулируя развитие нервной системы. Это и общение – ребенок начинает общаться не тогда, когда начинает говорить.
Мы касаемся лица ребенка в области рта, стимулируя сосательный рефлекс, чтобы в будущем ребенок мог взять грудь. Если ребенок реагирует на прикосновение к уголку рта, это очень хорошо, значит, есть реакция. Если реакции нет, мы по чуть-чуть стимулируем развитие: касаемся слегка или чуть более глубоко, ждем 10 секунд и отпускаем. Если ребенок не отреагировал сегодня (нет движений языком, нет поворота головы), может отреагировать завтра.
Следующая ступень – мы узнаем, можем ли мы дотрагиваться до малыша, делать более глубокое прикосновение. Иногда ребенок рождается настолько рано, что любое прикосновение оставляет на коже следы, как после ожогов. Если дотрагиваться можно, делаем глубокое прикосновение. Зажали один участок, поддержали немного и двигаемся так по всему телу.
Дальше спрашиваем, можно ли ребенка в кувезе положить на бочок? Можно ли его положить на животик? В положении на спине мы чувствуем себя менее уверенно. Иногда сворачивают марлю и делают вокруг малыша кокон, приподнимают немного ручки и ножки ребенка, чтобы он был в позе зародыша. Вторая поза – на бочок. Третья – на животик и коленки под себя. Все это происходит под присмотром, мы следим за положением головы, чтобы оно не было опасным.
Когда ребенка можно взять из кувеза
– Другая ситуация, когда ребенка можно взять из кувеза на руки. В этом случае идеально, чтобы он как можно дольше был на руках или в позе кенгуру. Когда вы находитесь рядом с ребенком, вы должны быть спокойны, малыш обязательно это почувствует. Важен контакт кожа к коже, а еще двигаться по чуть-чуть, чтобы развивать вестибулярный аппарат. Можно слегка качать ребенка на руках или в коляске, или немного двигать инкубатор. Если ребенка уже можно класть в слинг, то даже простые совместные движения – встать, сесть, немного походить по палате – будут стимулировать вестибулярный аппарат. В слинг ребенка можно укладывать и в позе зародыша, и в позе животик к животу.
Мы продолжаем стимулировать рефлексы – это необходимо делать по 10 минут 3-4 раза в день. Также важно работать с рефлексом Моро – когда ребенок реагирует на сильный шум или ощущение падения. Важно, чтобы нервная система провела через себя этот рефлекс, и потом он должен постепенно угаснуть. Держа ребенка на руках, мы немного его укачиваем – как будто он падает слегка. Или устраиваем шум в то время, когда он находится на руках. Тогда нервная система ребенка говорит – все ок, что бы ни происходило, я в безопасности.
Наш голос, прикосновение и движение – то, что наиболее важно для ребенка и дает ему чувство безопасности.
Итак, первое, что могут сделать родители недоношенного ребенка – обратиться за помощью к специалистам, к людям, которые могут поддержать. Эта поддержка необходима, чтобы у родителей были силы и знания для помощи своему ребенку. И главное, не нужно ждать выписки из стационара, начинайте помогать ребенку развиваться с первых дней жизни.
*Статья подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Вы узнаете об особенностях кожи недоношенных детей и правилах ухода за ней