Нет данных, что у недоношенных детей чаще, чем у доношенных, отмечаются тяжелые формы нарушения слуха. Однако у многих из них формирование слуховой функции замедленно. Оценить наличие слуха можно аппаратной методикой, которая сейчас широко распространена и называется отоакустическая эмиссия или аудио-тест. С учетом особенностей недоношенного ребенка достоверно судить о прохождении теста можно только в возрасте 4-х месяцев корригированного возраста. До этого времени будет множество ложноотрицательных результатов, которые объясняются все той же незрелостью ребенка, но вызывают огромное число лишних волнений.
Позднее становление слуховой функции приводит и к более позднему началу гуления, сложностью с речью ребенка в дальнейшем. Комплексные особенности приводят к тому, что ребенок позже начинает говорить и множество звуков произносятся неправильно (возможно, ребенок их так и слышит). Все это постепенно нормализуется, но большинству недоношенных детей потребуется помощь логопеда и желательно начинать занятия раньше, чем рекомендуют доношенным детям, например, в 2.5-3 года, в зависимости от общего развития ребенка.
Дети, которых врачи были вынуждены длительно вскармливать через зонд и долго находившиеся на искусственной вентиляции, также обычно поздно начинают говорить, неправильно произносят звуки, потому что рефлексы, регулирующие тонус мышц, участвующих в произношении звуков, очень долго формируются.
Занятия с логопедом помогут нормализовать тонус мышц языка, сформировать правильное развитие речевой мускулатуры, но заниматься лучше начинать еще до того, как ребенок начнет говорить.
*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов
Кешищян Елена Соломоновна,
доктор медицинских наук, профессор,
руководитель Центра коррекции развития детей раннего возраста ФГУ МНИИ Педиатрии Росздрава,
врач-педиатр, неонатолог высшей категории,
действительный член Американской ассоциации врачей развития
01.05.2020
Вы узнаете об особенностях кожи недоношенных детей и правилах ухода за ней