Ребенку – объятия, себе – валерьянку: как (максимально мягко!) подготовиться к детскому саду
Вам предстоит впервые отдать ребенка в детский сад и вы уже начали волноваться? Это абсолютно нормально, большинство родителей испытывают те же чувства и эмоции – особенно, если в сад идет первый ребенок. Советы Динары Владимировны Керлах, опытного воспитателя Гимназии №22 г. Калининграда, помогут справиться с переживаниями и сделать так, чтобы ребенок пошел в детский сад с радостью, а не со слезами.
Статья подготовлена по материалам прямого эфира, который прошел в инстаграм «Право на чудо».
В каком возрасте лучше всего отдать ребенка в детский сад?
Коротко: от 1,5 до 2,5 лет адаптация проходит легче, чем в 3 года.
– Я всегда говорю, если есть возможность посидеть с ребёнком дома до 2,5 лет, сделайте это. Проживите первые важные моменты вместе с ребёнком. В 1,5 года психологически дети легко адаптируются к саду, у них нет четких границ свой-чужой, они быстрее привыкают к новой обстановке. Но при этом родители фактически не видят, как растет их ребенок. Для воспитателей этот возраст, конечно, не самый простой: если дома мама приучает к горшку одного ребенка, то здесь группа из 30 детей, то же самое – с одеждой: приходится одевать всех.
К 2,5 годам дети становятся более самостоятельными, у них появляется словарный запас в 200-300 слов, они могут понятно попросить о помощи (пить, в туалет), могут сами надевать какие-то вещи. Это хороший возраст для того, чтобы пойти в сад.
В 3 года, как раз когда у у большинства детей подходит очередь в детский сад, начинается кризис трех лет. Это истерики, капризы, формирование своего Я, которые накладываются на незнакомую атмосферу в детском саду. И адаптация в этом возрасте проходит сложнее.
Как выбрать детский сад для ребенка с особенностями развития?
Коротко: если недалеко от дома есть специализированный сад, лучше отдать предпочтение ему.
– Наш сад посещают как обычные дети, так и дети с особенностями развития. На первом родительском собрании я проговариваю этот момент с родителями, говорю о том, что у нас есть особенные детки, и я никому не позволю их обижать. Если кому-то не нравится присутствие таких детей в группе, он всегда может перевести своего малыша в другую группу или выбрать другой сад. Абсолютное большинство родителей относятся с пониманием. Мы советуем дома разговаривать с детьми, объяснять. Например, ребенок с расстройством аутистического спектра может быть чересчур агрессивен, даже ударить, укусить – это не значит, что он плохой, он просто не знает, как подойти к другому, не умеет взаимодействовать. Но можно научить своего ребенка попробовать подойти, обнять, поделиться игрушкой, если тебя попросили. Или объяснить, что я сначала поиграю сам, а потом дам тебе. Это всегда треугольник взаимодействия воспитатель-родители-ребенок.
Есть и другой момент. По регламенту в каждом детском саду, где присутствуют дети с особенностями, должны быть помощники – тьюторы, которые будут помогать воспитателю во всех ситуациях, связанных с особенным ребенком. Но по факту это происходит не всегда и не везде, потому что вознаграждение тьютора меньше, чем зарплата младшего воспитателя, и нести на себе груз ответственности за таких детей решаются немногие. Поэтому зачастую воспитатель в группе остается с этой задачей один на один. Я носила девочку, которая не могла ходить, 1,5 месяца на своих руках, пока у меня не отказала спина. Мама приходила и помогала, но мама тоже не может находиться в детском саду постоянно.
Особенным детям детский сад помогает легче адаптироваться к обычной жизни, дети там взаимодействуют друг с другом, учатся адекватно реагировать на особенности друг друга. И если вы понимаете, что есть диагноз, ваша задача – максимально облегчить пребывание ребёнка в детском саду. Если есть проблемы с движением, это может быть коляска, какие-то накладки на колени, чтобы ребенок мог ползать по группе. Если у ребенка проблемы с речью, и врачи это подтверждают, в первую очередь нужно поинтересоваться, где в вашем районе есть логопедический коррекционный садик. В коррекционных садах работают потрясающий специалисты – логопеды, педагоги, психологи, неврологи, готовые оказать ребенку посильную специализированную помощь, которую он не получит в обычной группе. Особенно, если в группе сада 40 человек – какой бы ни был при этом золотой педагог. Поэтому если есть возможность отдать ребенка специализированный сад, лучше это сделать.
Как снизить у ребенка стресс от первых дней в детском саду?
Коротко: начинайте подготовку заранее. Например, гуляйте возле детского сада. В первые дни не оставляйте ребенка на адаптации надолго, а по возможности, будьте рядом.
– Что чувствует ребенок, впервые приходя в детский сад? Однажды утром мама берёт меня за руку и ведет в неизвестное мне место, в огромный детский сад. Там выходит какая-то тётя, зачастую в спецформе, похожей на халат, берет меня за руку и заводит в помещение, где сидят еще десяток таких детей. Внутри ужас, я не понимаю, что происходит. Рядом кто-то начинает реветь, я тоже начинаю реветь – а вдруг сработает и мама вернется? Начинается цепная реакция. Объяснять ребенку, что вы придете через час или когда он покушает, бесполезно – он не понимает течения времени и в первые дни не знает, когда он будет кушать в этом помещении, чем его будут кормить и вообще можно ли это есть, потому что мама всегда говорит, что конфетку у чужих брать нельзя.
Поэтому начинать подготовку к детскому саду лучше заранее, за полгода. Начинаем гулять вокруг детского сада, рассказываем, как здесь хорошо, стоим возле заборчика и смотрим, как гуляют другие детки. Некоторые родители говорят, что в детский сад ходят только самые лучшие дети: «А ты ведь у меня самый лучший!».
В нашем саду позволено во время адаптации приходить с родителями на площадку, и это на 100% работает. Мама остается с ребенком на прогулку, заходит с ребенком в группу на прием пищи. И ребенок уже не так остро реагирует. При этом, как бы внутренне нервы не клокотали у родителей, важно показывать спокойствие и свое положительное отношение к педагогу: пожать ему руку, улыбнуться. Да, мама испытывает стресс, и педагог не всегда может зрительно сразу понравиться – так бывает, но детям этого показывать категорически нельзя. Я маму нового ребенка спрашивают перед уходом: «Можно я вас обниму?». Мамы обычно теряются, но разрешают. Я маму обнимаю, а ребенок видит, что мама разрешила себя обнять, ведь плохого человека она бы к себе не подпустила, значит, мама доверяет воспитателю.
Как маме подготовиться к тому, чтобы отдать ребенка в детский сад?
Коротко: совсем не переживать не получится (но со вторым и третьим ребенком проще).
– Как показывыает практика, мамы никогда не бывают на 100% готовы к расставанию к ребенком. Это всегда стресс. Это всегда долгие объятия, стояния под окнами и слезы. Особенно, если это первый ребенок, которого вы отдаете в сад. Никуда от этого не денешься. Поэтому старые добрые валерианка, успокоительные вам в помощь. Конечно, многое зависит от воспитателя. Если он заранее позвонит родителю и тепло поговорит с ним, и вышлет в смс список вещей, которые будут необходимы ребенку, это снимет часть тревог и напряжения.
Я обязательно родителям показываю: «Вот здесь кроватка вашего малыша, обратите внимание на график кварцевания и проветривания, никто не будет открывать форточки при вашем ребенке, посмотрите алгоритм одевания – перед прогулкой мы обязательно убедимся, что все надето правильно, ничего не жмет и ребенок не хочет в туалет». Это всегда успокаивает родителей, появляется доверие. Только вместе, при полном доверии у нас получится воспитать хороших детей. Не в смысле удобных, а личностей которые будут уверены в себе и которые смогут хорошо адаптироваться в любом обществе, подать себя так, чтобы их уважали и считались с их мнением. Для этого ребёнок не должен бояться – это самое важное.
Да, нам важно, чтобы соблюдался режим. Если воспитатель просит вас приходить не позже 8 утра, это не потому, что он вредный и ему нравится командовать. Мы работаем по установленным правилам, врачи разрабатывают режим дня и меню, которые полезны для ребенка. У нас по утрам зарядка, которая помогает проснуться, настроить организм на рабочий лад. Каша на завтрак, которая дает полезные углеводы, чтобы у ребенка были силы на первую половину дня. А днем есть возможность поспать, отдохнуть и дальше продолжать игру. Кроме этого, у нас в течение дня происходят развивающие занятия: рисование, лепка, аппликация, музыка, формирование элементарных математических представлений, конструирование, окружающий мир, занятия физкультурой. Это все очень важно. Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что дошкольник может потрясающе разбираться в современной технике, находить любую информацию в интернете, но при не умеет застегнуть молнию. В детском саду мы как раз учим базовым вещам: завязывать шнурки, развиваем мелкую моторику – ведь не зря говорят, что ум находится на кончиках пальцев. Всему этому ребенок обучается в игре. Мне бы хотелось, чтобы родители более серьёзно относились к таким вещам – это в скором времени очень поможет ребенку в школе.
Вы узнаете об особенностях кожи недоношенных детей и правилах ухода за ней