Чужие дети быстро растут, а свои – еще быстрее. Если вы удивились, увидев статью о школах на сайте нашего фонда, не удивляйтесь: многие торопыжки-ровесники «Право на чудо» уже стали учениками, а другие пойдут в школу через год-два. И темы наших материалов «растут» вместе с детьми.
О выборе школ и отличиях в системах образования мы поговорили с Мариной Рагозиной, автором проекта «Просто Учиться», соорганизатором фестиваля «Другие школы 2019» и Натальей Король – соавтором проекта «Просто Учиться», координатором проекта ШколПРОсвет.
Полная запись интервью опубликована на YouTube канале «Право на чудо»:
– В чем отличие частных и альтернативных школ друг от друга и от государственных школ?
– Частные школы имеют лицензию на основное общее образование. Это организации, которые фактически являются полноценной заменой государственной школе: они берут на себя все задачи, связанные с получением базового образования ребенком и ведут его до аттестации. Однако лицензия часто не дает им большой гибкости и возможности действительно подстроиться под особенности и запросы конкретной семьи.
Альтернативные школы – это организации, которые работают в рамках общего образования. При этом, они могут не иметь лицензии на осуществление образовательной деятельности. Это семейные школы, клубы семейных школьников. Либо это могут быть организации с лицензией на дополнительное образование (для того, чтобы, например, принимать материнский капитал). То есть, родители переводят ребенка на семейное обучение, и отдают в такую организацию, где ребенка обучают и помогают пройти аттестацию. Лицензию альтернативные школы не получают не потому, что им не хочется или они не пройдут лицензирование, а по каким-то внутренним мотивам, так как лицензия накладывает на себя определенные обязательства. Например, они не смогут использовать те или иные технологии или быть спонтанными внутри образовательного процесса. Плюс дополнительная отчетность, присмотр комитетов. Этим организациям всего этого не хочется, и они выбирают такой путь. В Санкт-Петербурге таких школ порядка 140.
– Как решается вопрос с аттестацией в альтернативных школах?
– Эта сфера сейчас активно развивается и законодательная база здесь меняется. Последнее решение такое: все дети, которые переведены на семейное обучение, должны выбрать себе аттестационный центр среди аккредитованных организаций. Чаще всего это государственные школы, у которых в уставе прописана такая форма обучения. Есть также онлайн-центры, которые аттестуют и имеют на это соответствующую аккредитацию государственного образца (например, школа ЦОДИВ в Петербурге, Московский центр поддержки семейного образования в Москве). То есть, заботиться об аттестации – это обязанность родителя.
– То есть, ребенок приходит и сдает экзамены?
– По-разному. Бывают такие прекрасные отношения у альтернативных школ с аттестующими центрами, что они полностью закрывают этот вопрос. Дети в альтернативной школе пишут контрольные, педагоги эти работы отвозят в аттестующую организацию, там их оценивают, проставляют оценки в личное дело ребенка. Родителю важно хранить все эти аттестации. Если он решит перевести ребенка в обычную государственную школу, он просто берет это личное дело, получает медицинские справки и идет в школу.
– Семейные школы – это только начальное образование?
– По-разному. Есть школы, которые ведут ребят вплоть до ГИА и ЕГЭ.
– Как выбрать свою школу? Как понять, что это оно?
– Частные школы в России появились всего 30 лет назад, это очень маленький срок. Каждая школа имеет свое индивидуальное лицо, в систему это не переросло. Поэтому качественные авторские школы очень редко масштабируются.
Выбирая авторскую школу, надо понимать, что там ничего не бывает по умолчанию. Например, там может не быть физкультуры. Или питание может быть организовано наистраннейшим образом. С другой стороны, вас в этих школах может что-то вдохновить, и вы на какие-то бытовые вопросы будете закрывать глаза. Поэтому берем с собой список вопросов.
Ключевые пункты при выборе школы:
1. Зачастую у родителей бывают разные приоритеты, они по-разному смотрят на образование своего ребенка. Нужно понять, какие у вас критерии. Кому-то важно, чтобы у ребенка были открыты все пути в лучшие университеты мира после окончания школы. Другим важен психологический комфорт. Здесь важно сесть и расписать.
2. Как познакомиться со школой. Сайты, соцсети, день открытых дверей. Лучше всего придти и самому посмотреть. Бывает, что родитель уже по отзывам выбрал школу, приехал на место, и понимает, что это не то, что нужно. Какой-то есть триггер, который мешает. Никогда не нужно пренебрегать посещением школы. Можно отдать ребенка в школьный лагерь на недельку и спросить впечатления. Также частные школы предлагают гостевой день, гостевую неделю. Во время знакомства со школой важно не подпадать под обаяние директора, которые действительно бывают очень харизматичны, и не забывать задавать вопросы. Лучше всего не только слушать, но и говорить, что нужно вам: зачастую опытный руководитель может заметить разрывы в восприятии и честно скажет вам об этом. Если для вас критически важно, чтобы ребенок к 10 годам решал логарифмические уравнения, а в выбранной школе этому не обучают, во время беседы это станет понятно. Умные, грамотные руководители понимают, каким семьям отказать. Нет такого: «Берем всех».
3. С частными школами все более-менее прозрачно. За ними присматривает комитет по образованию, там есть устав. В этом случае прочитать договор важно, но не очень критично. Если вы выбираете альтернативную школу, очень важно читать договор и следить за юридической стороной вопроса. Там может быть такое, что организация вообще не несет никакой ответственности за ребенка. Тогда нужно задать вопросы: а почему так? Чем это обосновано? А как мы будем действовать, если что-то пойдет не так? И скорее всего, в беседе вам объяснят. Может быть, вам предложат какие-то корректировки. Важно проговорить условия расторжения: если есть первоначальный взнос будет ли он возвращаться, что будет с аттестациями и так далее.
4. Бытовые вопросы, вопросы прививки, вопросы спорта – кому-то более важно, чтобы он был, кому-то менее важно. Важно задать вопрос и озвучить свою позицию. Вопрос каникул – не во всех школах они в одно и то же время. Кто-то может отпускать детей в середине года на моря, а кто-то нет. И так далее.
5. Бюджет. Частное и альтернативное образование, само собой, не бесплатно. Самые минимальные затраты несет родитель, как правило, в рамках семейных классов и семейных школ. Это буквально, когда родители снимают помещение, нанимают двух-трех хороших педагогов, оплачивают их работу. В нашем каталоге проекта «Просто Учиться» несколько десятков школ с ценовой категорией менее 20 тысяч рублей (проект действует в Санкт-Петербурге – прим. авт.). Но такие школы, как правило, находятся на периферии, и с точки зрения материально-технического обеспечения они довольно скромные.
Есть приятные исключения. Недавно мы были в Вальдорфской школе в Санкт-Петербурге. Они смогли получить здание от города. И обучение у них стоит до 300 тысяч рублей в год. При этом там все хорошо оборудовано. В среднем школы в Петербурге стоят 35-50 тыс. рублей в месяц, и 50+, если мы говорим о школах, которые вкладываются и в помещение, и в педагогов. Лидеры рынка стоят от 50 до 80 тысяч рублей. 100+ это высший уровень, школы, которые ориентируются на международное образование. В Москве несколько дороже. В регионах цены примерно в 2 раза ниже, чем в Петербурге. Хорошая Монтессори-школа в Челябинске стоит около 30 тыс. рублей в месяц, в Петербурге она стоила бы 60. Но этом все разные суммы, потому что одна школа берет деньги за 9 месяцев, другая за 10, у кого-то есть вступительный взнос, у кого-то – нет. Какая-то школа включает в эту сумму все дополнительные занятия, питание и экскурсии. А другая школа попросит это оплачивать дополнительно. У многих школ бывают скидки за хорошее обучение.
– Один из самых больших страхов родителей, мне кажется, когда он отдает ребенка в частную или альтернативную школу – это то, что ресурсов не хватит на все 10-11 лет. И тогда придется переходить в государственную школу. Как дети адаптируются к гос. системе после таких школ?
– Для многих частных школ – это один из приоритетов, выстроить образование так, чтобы ребенок мог комфортно вписаться в государственную школу в случае необходимости. Однако есть некоторые организации довольно радикальные в плане своих ценностей, после которых вписаться в систему будет непросто. Наиболее высокий уровень адаптации к государственным школам происходит в частных школах, где есть лицензии и аккредитации: они работают по примерно тем же программам – Школа России, Школа XXI, в классно-урочной системе, очень внимательно относятся к процедуре аттестации учеников.
– Насколько частные и альтернативные школы адаптированы для детей с особенностями?
– Если говорить про те школы, с которыми мы плотно общаемся и которые проработали хотя бы года три, то они скорее всего уже взаимодействовали с особенными детьми. И они понимают сложности: нужны дополнительные расходы на обучение педагогов, гораздо больше взаимодействия с детьми и совершенно иной подход к образованию. Есть организации, которые пытаются работать в рамках инклюзивного подхода и выделяют какое-то количество мест в группе для детей с особенностями. Это помогает показать детям, какие мы разные. Но это единичные организации, и чаще всего они это не афишируют.
– Честно говоря, я удивлена, потому что считала, что альтернативное, частное образование предполагает больший демократизм, открытость.
– Это так, но альтернативны школы чаще всего открывают простые мамы, которые хотят создать комфортную образовательную среду для своего ребенка. Поначалу они вдохновлены и открыты всем, но спустя какое-то время понимают, что какие-то вопросы им сложно решать. Например, сложно найти грамотного тьютора, который будет сопровождать особенного ребенка в школе – не просто человека, который что-то об этом читал, прошел какие-то курсы, но того, кто имеет хотя бы небольшой опыт. Сейчас такие специалисты крайне востребованы.
Беседовала Алена Демина
03.09.2021
Вы узнаете об особенностях кожи недоношенных детей и правилах ухода за ней