Ки! Ать! Ав-ав! Первых слов у ребенка с нетерпением ждут в каждой семье. Но что делать, если ребенок молчит? И как заниматься развитием речи? Об этом мы поговорили с Анной Зарецкой – учителем-логопедом высшей категории, специалистом ранней помощи детям, руководителем онлайн-центра «Logopotam».
Запись прямого эфира со специалистом доступна на странице фонда «Право на чудо» ВКонтакте.
Как понять, нормально ли развивается речь у ребенка в возрасте до года?
– Первое, на что мы обращаем внимание – это крик. Ребенок должен кричать. Не неистово кричать не переставая, но и не молчать или мяукать как котенок. Дальше в возрасте примерно трех месяцев начинается гуление – агу гу, ля ля. В полгода и старше гуление переходит в лепет, ребенок вступает в коммуникацию со взрослым. Чем старше становятся дети, тем меньше они кричат без повода. Если ребенок кричит постоянно, важно обратиться к специалистам и пройти обследование. Это не всегда может быть связано с неврологией, могут быть проблемы с пищеварением, например.
Важно дифференцировать проблему, для этого важна хорошая диагностика.
Что касается сроков развития речи у недоношенных детей, мы делаем поправку на срок выхаживания в больнице, но в целом сроки будут примерно такие же, как и у доношенных детей. У 90% малышей, родившихся раньше срока, происходит хорошая компенсация, и они быстро догоняют сверстников в развитии.
Но все же недоношенные дети входят в группу риска по неврологическим заболеваниям, и нарушениям речи, в том числе, поэтому критически важно все возникающие проблемы корректировать в первый год жизни – это золотое окно для реабилитации. Даже если ребенок не кричит, можно вернуть его в нормальное состояние за счет медикаментозного воздействия, работы коррекционных специалистов. Не нужно ждать, пока ребенку исполнится три года.
До развития речи должны сформироваться другие структуры. Ребенок начинает держать голову, ползать, вставать. Если ребенок хуже развивается моторно, не может держать предметы – то он не поднесет их ко рту, не будет их облизывать. Все эти элементы взаимосвязаны, они влияют на развитие речи. Если у ребенка есть проблемы с сосанием, глотанием, это также проверка у невролога, нужно понять есть ли неврологическая причина нарушения. И если врач-невролог или логопед говорят вам «давайте подождем», лучше еще раз обратиться к другому специалисту за вторым мнением.
К каким специалистам важно обращаться в случае проблем с речью в раннем возрасте? Важно обследование у невролога, психиатра, лора, логопеда, который работает с малышами и речевой задержкой.
Как работает логопед с детьми раннего возраста?
– Далеко не все логопеды работают с маленькими детьми до 3-5 лет, у логопедов есть специализация. Работа с малышами направлена на развитие предпосылок и запуск речи. Уже в год-полтора можно увидеть основания для задержки в речевом развитии. Логопед работает с общей и мелкой моторикой ребенка, пониманием речи, сенсорикой, непосредственно с активацией речи и артикуляцией. Условно это похоже на развивашки – это могут быть игры с ортопедическими ковриками, полосой препятствий и так далее. Это точно не работа с карточками, тетрадками – эти методики для детей постарше.
Также есть много заблуждений по поводу логомассажа – на самом деле, он нужен детям не так часто.
Как развивать речь ребенка, если ребенок развивается в обычном темпе, без особых проблем?
– Важно просто давать ребенку что-то делать. Часто ребенок 2,5 лет не может надеть носок или попить воды из чашки, не потому, что у него снижен интеллект, а потому что он никогда этого не делал раньше. Разрешайте ребенку играть с мукой, крупой. Пусть он сам учится есть ложкой – конечно, он испачкается, но это не страшно.
Меньше интерактивных игрушек – звенящих, пищащих, которые якобы развивают в ребенке самостоятельность. В большом изобилии игрушек ребенок не фокусируется на чем-то одном, теряется ценность игрушки. Мультики тоже не должны занимать время время ребенка.
При этом, можно спокойно обойтись без декламирования потешек, чтения сказок, если вы не любите этого делать. Не обязательно превращаться в радио и комментировать каждое свое действие в надежде развить речь ребенка.
И, пожалуйста, не требуйте от годовалого ребенка сразу правильно говорить слова. Он видит собаку – говорит «А!», и на его языке это и есть собака. А говорить как взрослые он научится со временем.
*Статья подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Вы узнаете об особенностях кожи недоношенных детей и правилах ухода за ней