Фонд «Право на чудо» начинает серию публикаций о методах ранней реабилитации недоношенных детей. В прошлый раз мы рассказали о методе Фельденкрайза.
Продолжая тему, реабилитолог, сертифицированный Сhild’Space практик, эрготерапевт Лидия Лемпияйнен рассказывает о Сhild’Space – авторской методике реабилитации, разработанной на основе метода Фельденкрайза.
ЧТО ТАКОЕ метод Child’Space?
Метод Child’Space (ЧайлдСпейс) разработан на основе метода Фельденкрайза израильским доктором Хавой Шелхав. Он направлен на мониторинг и стимуляцию всех систем, вовлеченных в естественное развитие младенца, в самый важный для его развития период – от рождения до формирования навыка самостоятельной ходьбы. Child’Space применяется также в работе и с детьми с особыми потребностями или отставанием в развитии более старшего возраста.
На занятиях по методу происходит обучение через движение, при этом под движением понимают не только крупную моторику. В результате того, что нервная система начинает лучше функционировать, улучшается не только движение, но и эмоциональная регуляция, зрение, дыхание, взаимодействие с внешним миром.
Как и метод Фельденкрайза, Child’Space не является медицинским, лечебным методом.
ОСОБЕННОСТИ метода Child’Space:
Прикосновение является основным инструментом метода Child’Space
Прикосновение помогает ребенку сформировать представления о своем теле, образ себя, и способствует привлечению его внимания, осознаванию и изменению. Техники прикосновения (похлопывание, глубокое надавливание), использующиеся в методе Child’Space, стимулируют ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве, и способствуют регуляции мышечного тонуса и эмоционального состояния ребенка.
Процесс обучения происходит путем повторения и совершения проб и ошибок
Обучение двигательному навыку происходит путем повторения элементов одного и того же движения в разных положениях. Каждая попытка дает ребенку свою обратную связь и формирует новые варианты движения, укрепляя нейронные связи.
Важность понятий темпа и пространства
В названии Child’Space «спрятано» два смысла. Одно из значений «Child’Space» – «пространство ребенка», поскольку для гармоничного развития ребенок должен иметь возможность самостоятельно исследовать пространство, которое его окружает. Если перенести апостроф, получится «Childs’Pace» – «темп ребенка», ведь у каждого ребенка свой темперамент и свой темп развития, и их необходимо учитывать. Каждый ребенок развивается по-своему, проходя стадии прогресса и стадии плато, когда, казалось бы, ничего не происходит. Очень важно понять этот индивидуальный темп малыша, чтобы не упустить, но и не форсировать следующий этап развития.
Позитивное наблюдение, фокус на сильных сторонах
Мы исследуем: что функционирует правильно, как эта функция организована и что способен выполнить малыш. Мы всегда делаем акцент на достижениях ребенка, а не на том, что ему не удается. Это открывает возможность добавления новых элементов к арсеналу движений малыша, не вызывая у него ощущения неудачи и разочарования. В случаях, когда у ребенка есть повреждение мозга, доктора и терапевты обучены видеть то, что в движении неправильно и затем «исправлять» это. Мы же должны сосредоточить наше внимание на том, что ребенок МОЖЕТ делать, потому что это показывает нам тот уровень, до которого мозгу удалось восстановиться. Когда терапевты дают инструкции ребенку, который неправильно ходит, такие как «подними колени», «опусти пятки» и т.п., они лишь активируют неправильные компенсаторные паттерны движения.
Игра как основа обучения и развития
Игра – самая важная деятельность ребенка – имеет не только двигательный аспект. «Игра стимулирует малыша искать разрешение проблемы и принимать решения в меняющихся ситуациях. Игра позволяет ему столкнуться с неудачей, и, конечно, развивает его моторную, сенсомоторную и психомоторные системы». В ходе игровых занятий младенец учится давать и получать, распознавать границы и опасности и приобретает способность справляться с неудачей. Игра также развивает координацию и баланс.
Важность ранней помощи
Отслеживание раннего развития младенца и особое внимание к любой возникшей проблеме или трудности, независимо от того, насколько незначительной она может показаться, и эффективное вмешательство на ранней стадии может помочь избежать более серьезных проблем в будущем.
При столкновении с проблемами при совершении какого-либо двигательного элемента у младенца включается механизм выживания и его мозг, а за ним и тело развивают компенсаторное движение. Младенец находит решение, которое в данной ситуации является для него наилучшим. Это временное решение постепенно превращается в паттерн. Чем раньше мы покажем мозгу ребенка альтернативные варианты движения, тем больше шансов, что эти компенсаторные паттерны не закрепятся. Мозг ребенка в первые два года жизни очень пластичен и обучается новому очень быстро.
Вовлечение родителей является центральной идеей метода
В методе Child’Space исключительная важность придается вовлечению родителей в процесс занятий, поскольку родители, в отличие от специалистов, которые видят ребенка иногда и в течение очень короткого времени, находятся в уникальном положении, которое дает им возможность могут замечать мельчайшие нюансы двигательного развития ребенка, и начинать работать с неправильно формирующейся функцией в момент ее появления, и до того, как она превратится в прочно укоренившееся поведение или привычку.
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Показания к применению метода Child’Space:
Поскольку метод Child’Space не является лечебным, медицинским методом, а представляет собой метод соматического обучения, он может применяться в любом возрасте и в практически в любом состоянии.
Противопоказан метод при острых состояний, при которых лечащим врачом запрещены любые виды двигательной активности. При эпилепсии метод может применяться, но с осторожностью. Если частота приступов большая (например, раз в 5-10 минут), метод не будет эффективен, поскольку нейронные связи не будут успевать формироваться.
*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов
07.10.2020
Вы узнаете об особенностях кожи недоношенных детей и правилах ухода за ней