Вахтанг Прохоров – врач невролог, реабилитолог, мануальный терапевт. Владеет методиками рефлекс локомоции, «PNF», «Экзарта», «Салинг», «Мини-салинг», Войта-терапии, механотерапии («Имитрон»), миофасциального массажа и кинезиотейпинга применительно к церебральной и ортопедической патологии. Остеопатическими техниками в педиатрии и неврологии. Специализируется на восстановлении двигательных функций у детей с церебральной патологией.
Прямой эфир с Вахтангом Прохоровым состоялся 10 октября в Instagram фонда «Право на чудо» @pravo_na_chudo.
В науке есть понятие нейропластичность. Это свойство человеческого мозга, которое заключается в возможности изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия.
Наш мозг развивается ежедневно, он способен учиться. Если 20-30 лет назад люди опровергали то, что человек может учиться в 90 лет, а считали возможным обучение ребенка только до периода полового созревания, то сейчас доказано, что пластичность мозга сохраняется на протяжении всей жизни.
Нервная система человека напрямую связана с кожными покровами. На 12 неделе внутриутробного развития из эктодерма начинают образовываться нервная трубка, мозг и кожные покровы.
Когда ребенок рождается раньше срока, у него возникает недостаток материнского тепла, его помещают в кувез. Но этого недостаточно. Наиболее эффективным считается прижатие ребенка к груди на протяжении минимум 7-8 секунд – в это время ребенок начинает взаимодействовать с мамой, с миром. Первые дни сложные для любого ребенка, и мама должна находиться рядом, вне зависимости от того, доношенный ребенок или нет. Был такой эксперимент с утками: если в первые трое суток после рождения с утками находился человек, в дальнейшем они воспринимали его как свою мать, и куда бы в дальнейшем человек ни ходил, утки ходили за ним. Это говорит о том, что первые сутки, первые часы наиболее важны для развития нервной системы.
К чему я это веду? Нет детей безнадежных. Да, есть крайне тяжелые состояния, когда не сформированы структурные части головного мозга, это приводит к тяжелым повреждениям в развитии. Но если мы говорим о нарушениях, которые возникли во внутриутробном периоде, повреждениях в родовом периоде, возможно травмах, с этим можно и нужно работать. Да, работа будет длительная, тяжелая.
Наш мозг устроен так, что одна клеточка, соединяясь с другой клеточкой, образует сети. И чем больше нейронные сети, тем больше мы будем воспринимать, понимать, и в целом формировать и психику, и навыки, и полноценно развиваться. На первом этапе ребенку достаточно просто мамы. Если будет отец при этом находиться, это будет просто великолепно.
На ранних этапах можно подключать мягкие методики реабилитации. И здесь нам нужно четко понимать что мы хотим от ребенка. Нам нужно, чтобы он чувствовал себя спокойно, спал, ел. Можно применять методики Кальтильо Моралес, и АБМ-терапию, и Фельденкрайз. Согласно методике Кастильо Моралес, зона руки и языка занимают самое большое пространство топографически в коре головного мозга. И чем больше мы будем взаимодействовать с этими участками, тем больший результат мы получим в развитии в дальнейшем. Это подобие USB-порта, который позволяет в целом хорошо работать процессору.
Сейчас идет мода на свободное пеленание или вообще отсутствие пеленания – чтобы ребенок развивался. Но если смотреть на нейрофизиологическое развитие, особенно если ребенок рождается не путем кесарева сечения, а самостоятельно, то у него есть определенные зачатки рефлексов. Рефлекс страха, например. И пеленание в первые недели позволяет повысить стрессоустойчивость. В этот период можно применять некоторые укладки с сохранением физиологических особенностей. Если это будет соблюдаться, ребенок будет более подготовлен к дальнейшей жизни.
Если в первые 4-6 месяцев в ребенка будет вложено по максимуму, на выходе вы получите гораздо больше. Бывает так, что родители активно работают до года, а потом реабилитация идет по нисходящей, но результат какой-то происходит. И результат происходит потому, что в какой-то критический период было интенсивное воздействие. И корковые поля, представительства интенсивно работали.
И сейчас мы плавно переходим к терминам реабилитация и абилитация. Если мы говорим про детей с особыми потребностями, мы всегда говорим абилитация – то есть ребенок никогда ничего не умел. Но это не совсем так: определенные стереотипы движения, даже стереотип ходьбы, у ребенка уже заложен. И если в первую фазу выхаживания мы прорабатываем зоны, через какое-то время эти зоны будут работать гораздо лучше. Потому что сработает нейропластичность. Абилитация абилитацией, но никто не отменял программы, заложенные внутриутробно.
Если у нас изначально есть какой-то опыт, он наслаивается на другое – и получается неплохой результат. Применение мягких методик на ранних этапах оправдано, и я думаю, что многие мамы подсознательно занимались этими методиками, не зная ни Фельденкрайза, ни Анат Баниэль. И когда начинают разбираться, оказывается, они использовали те же приемы, которые описаны в методиках.
Нет безнадежных детей. Но степень восприятия у ребенка у каждого своя. Это как в школе: кто-то математику воспринимает на ура, а кому-то нужно ходить к репетитору 3 раза в неделю.
Чем больше факторов воздействует, тем нейроны становятся более активными. И мы поучаем то, над чем работаем. Очень многое зависит от интенсивности. Почему Войта-теапия может быть интенсивной и длиться не час-полтора, а 15 минут? Потому что идет достаточная сила воздействия, стимуляция больших рецепторных зон. Это определенная укладка, определенные точки.
Все реабилитационные программы строятся на том, что мы что-то интенсивно делаем в течение какого-то промежутка времени, а в дальнейшем должен быть небольшой перерыв, потому что начинают работать другие клетки нервной системы, которые позволяют усвоить эту информацию. Чтобы выработалась долговременная память, нужна продолжительная стимуляция — если это будет продолжаться 2-3 недели, мозг начнет запоминать. Потом 2-3 дня мы дадим на отдых — выработаются нейромедиаторы, соединения начнут обрастать миелином, импульс начнет проходить и наш мозг станет воспринимает как что-то, чему мы научились.
Я сторонник того, чтобы ребенок работал постоянно, но была смена деятельности. 2 недели Войта – переход мамы на домашнее обучение – подключение Фельденкарайз – и так далее. Если была активная физическая нагрузка, она должна смениться на активную умственную нагрузку. Если нагрузка будет постоянно одна и та же, мозг не будет учиться. Это обратная сторона нейропластичности – когда мы ходим одной и той же дорогой.
Назначать реабилитацию должен врач-реабилитолог – специалист, который владеет хотя бы тремя методиками. Если специалист обладает хорошими знаниями в реабилитации, тогда имеет смысл прислушиваться. Ищите своего специалиста.
Напоследок скажу следующее. Все дети разные, и не надо их загонять в тупиковую яму. Они будут вкарабкиваться: кто-то медленнее, кто-то быстрее. Надо работать, длительно. И тогда будет результат. Те, ко работает — у них как правило есть результаты. Всегда.
Вы узнаете об особенностях кожи недоношенных детей и правилах ухода за ней