Всем родителям хочется, чтобы у ребенка от природы были здоровые, красивые зубы. На самом деле, мало кому везет – те или иные зубочелюстные аномалии есть у большинства людей. Почему зубы начинают расти не так, как положено? Есть ли какая-то профилактика аномалий? Можно ли исправить прикус безо всех этих железок во рту? Об этом мы поговорили с врачом стоматологом-ортодонтом Елизаветой Алексеевной Целовальник @liza_tsel.
Что такое ортодонтия?
Ортодонтия – это раздел стоматологии, который занимается изучением зубочелюстных аномалий, аномалий развития зубов у детей, взрослых. Методы профилактики, лечение. Все, что связано с неправильным ростом зубов, задержкой роста зубов – все это включено в ортодонтию. С каждым годом ортодонтия развивается, методики углубляются.
Насколько это актуально для детей?
99% людей – с зубочелюстными аномалиями, как бы грустно это ни звучало. Статистика показывает, что достаточно выраженные патологии у детей.
На что могут влиять зубочелюстные аномалии? Кроме того, что это визуально не очень красиво.
Безусловно, родители чаще всего обращают внимание на эстетический дефект. Как доктора мы смотрим глубже – с позиции развития речи, нарушения дыхательных функций. Если это совсем маленькие дети, в роддоме неонатологи отмечают выраженность сосательного рефлекса, мешает ли что-то нормальному развитию этого рефлекса. Например, если у ребенка короткая уздечка языка и слизистый тяж выражен очень сильно, может быть затруднен сосательный рефлекс. Ребенок может не наедаться, быстро уставать, не получать удовлетворение от приема пищи.
Общее соматическое здоровье человека напрямую зависит от выраженности патологии, компенсации этой патологии у человека. Это важный момент.
Но ведь у совсем маленьких детей нет зубов.
Зубов нет, но ортодонтия занимается, в том числе, изучением аномалий развития челюстей – костных основ, на которых растут потом в будущем зубки. Занимается изучением строения уздечек губ, языка.
Что в таком случае делать, если уздечка короткая/длинная? Когда бежать к доктору?
Если есть нарушение строения уздечки языка, это должны отмечать неонатологи в роддоме и корректировать сразу же в первые дни, потому что в первые сутки после рождения нужно выработать сосательный рефлекс. Если данная манипуляция не проведена после рождения, то оптимальный возраст для коррекции – 3-6 лет. В совокупности с массажем уздечки, миостимулирующими процедурами (в ортодонтии есть большой раздел миогимнастики, который позволяет развивать мышцы, связки).
Если это уздечка верхней губы, в период, когда начинают прорезываться у ребенка верхние постоянные зубки, появляется промежуток между верхними центральными резцами. Сейчас, как правило, мы дожидаемся прорезывания резцов – это четыре центральных зуба. Порой даже ждем клыки, чтобы понять ,закроется ли этот промежуток между зубками. Также нужно ориентироваться на ощущения ребенка: порой, уздечки могут доставлять дискомфорт, болезненные ощущения. Если уздечка языка не была откорректирована после рождения, она может вызывать дискомфортные ощущения в области передних нижних зубов, десны.
Когда принимается решение оперировать?
Сейчас чаще всего манипуляции проводят с помощью аппарата лазера – мы уже не режем скальпелем. Это бескровная операция. Решение принимает врач. В случае, если уздечка верхней губы – и уже начинает развиваться зубочелюстная аномалия. Если не откорректирована уздечка языка, может появляться скученность у постоянных передних зубов, когда прорезываются нижние резцы – в 7-8 лет. Появляется скученность зубов, ямка на подбородке, недоразвитие нижней челюсти в переднем отделе (заднее положение), болевые ощущения. Если врач оценивает визуально, что, помимо всего вышеперечисленного, уздечка короткая, тяж слизистый толстый, то конечно ее нужно корректировать. Мы заботимся о последующем здоровье ребенка, чтобы не было пародонтологических проблем, чтобы зубы как можно дольше сохраняли свою функциональность и эстетичность.
Насколько короткая уздечка может отразиться на речи ребенка?
Зависимость прямая. В возрасте года родители могут отметить нарушение развития уздечек. Годам к четырем -пяти звуки л-р должны сформироваться. Но порой причина того, что ребенок не может произносить данные звуки, может быть тоже связана с уздечками. Тогда нужна кооперация ортодонта и логопеда. Ортодонт корректирует уздечку, а логопед ставит звуки.
Поскольку многие недоношенные дети подолгу находятся на искусственной вентиляции легких, нередко возникает готическое небо. Что это такое? На что это влияет, что с этим делать?
Это аномалия развития верхней челюсти, при котором свод неба формируется по типу арки – очень глубокий, узкий. Редко когда эта аномалия бывает врожденная, чаще всего это приобретенная патология. Она ведет к нарушению приема пищи, нарушению дыхательной функции, так как свод неба формируется очень высоким, а крыша неба – это дно носовых полостей. Уменьшается объем носовой полости, уменьшается поступление кислорода в организм, у ребенка бывают частые простудные заболевания, логопедические нарушения. С возрастом появляются челюстно-лицевые аномалии, зубам не хватает места на верхней челюсти. У взрослых для коррекции этой проблемы кооперируется ортодонт с челюстно-лицевым хирургом и ставится аппарат, чтобы расширить верхнюю челюсть, сделать ее более правильной, параболообразной формы. У детей с возраста 5-6 лет есть множество аппаратов – съемные и несъемные, это все поправимо. Но это однозначно ортодонтическая конструкция, здесь не обойтись просто устранением вредной привычки или ростом.
В каком возрасте вообще стоит первый раз приходит на прием к стоматологу, ортодонту?
Если это стоматолог-терапевт, который занимается санацией кариеса, профгигиеной ребенка, то в 2-3 года уже можно идти на прием, чтобы не упустить. Что касается ортодонтии, в 2-3 года мы вряд ли что-то можем исправить, так как в большинстве случаев – это конструкция в ротовой полости. Более актуальный возраст – 6-8 лет. Самый хороший возраст начала ортодонтической диагностики – период появления постоянных зубов.
Формирование прикуса. На что стоит обратить внимание? Влияет ли тип вскармливания, соски, пустышки на формирование прикуса и что лучше использовать?
Да, тип вскармливания напрямую влияет на формирование зубочелюстной системы. Дети, которые прошли период грудного вскармливания – здесь развитие должно пройти успешно. Дети, которые находились на искусственном вскармливании – главное, не затягивать с сосками, бутылочками, пустышками. До 1,5-2 лет нужно отказываться, дальше это пагубно начинает влиять на формирование челюстей, на рост и так далее.
Ортодонтия напрямую зависит от здоровья зубов. Если ребенок по ночам пьет сладкие компоты, зубы крошатся. Если рано, несвоевременно уходят молочные зубы, ни к чему хорошему это не приводит. Наш организм не любит пустоты, и если уходит один зуб, компенсаторно соседние зубы начинают это пространство закрывать. Приходит время для прорезывания постоянного зуба, а места ему там нет. Плюс правильная, последовательная смена зубов стимулирует рост челюстной кости.
Если вернуться к аномалиям развития, то профилактику нужно вести еще с внутриутробного периода, так как здоровье мамы напрямую влияет на здоровье ребенка. Молочные зубы закладываются в первые недели развития плода.
Также на развитие зубов, челюстей напрямую влияет лор-патология, когда нарушено носовое дыхание. В этом случае формируется открытый прикус, так называемое аденоидное лицо. Если не устранить причину, даже при ортодонтическом лечении, после снятия системы, будет рецидив.
Маленькие дети должны употреблять твердую, необработанную термически пищу: фрукты, овощи, орехи. Мясо дети тоже должны жевать, не всегда нужно давать котлеты.
Как же быть с детьми с особенностями развития, которые не могут жевать? Как им профилактировать ортодонтические проблемы?
Здесь, безусловно, нужно расставлять приоритеты. Чистить зубы ребенку до 7 лет обязаны родители. Начинать нужно с первого прорезывавшегося зуба. Это уже профилактика больших проблем. Если рассматривать ортодонтию, она сейчас шагнула далеко вперед в плане стимулирующих методов развития зубочелюстной системы: используется миогимнастика, миотрейнеры (это мягкая конструкция по типу капы, которую используют в течение суток и выполняют в ней определенные упражнения), которые помогают ребенка простимулировать к гармоничному развитию.
Но начинать нужно с терапии, с чистки зубов.
Я очень часто слышу про трейнеры в контексте их использования у детей с особенностями, чтобы они научились лучше есть, глотать, говорить. Можете рассказать об этом подробнее?
Это хорошая современная методика. Миотрейнеры – это капы, которые помогают развиваться зубочелюстной системе, развитию мышц ребенка. В районе часа он ходит днем в капе, и стремиться заснуть в ней. Днем во время ношения капы 10-15 минут ребенок выполняет упражнения, направленные на формирование дыхания, глотания и т.д. Если правильно и регулярно выполнять эти упражнения, это дает очень хороший эффект.
Одна из самых частых ортодонтических патологий в средней полосе России – так называемый дистальный прикус, когда есть скученность на нижней челюсти, неровные зубы на нижнем зубном ряду. И трейнеры прекрасно компенсируют эту патологию. До 10 лет из трейнеров можно выжать максимум. Чем больше постоянных зубов, тем трейнеры менее эффективны. Трейнеры можно использовать во взрослом возрасте, если есть вредные привычки – прокладывание языка, инфантильный тип глотания.
Трейнеры можно использовать с 3 лет, но оптимально – в 6-8 лет.
Удаление молочных зубов. Чем это чревато?
У нас в клинике если стоматолог-терапевт удаляет молочный зуб преждевременно, ребенка сразу направляют к ортодонту. Я уже говорила об этом, что организм не любит пустоты, и начинает восполнять ее за счет соседних зубов.
Если зуб был удален ближе к своей смене, то ничего страшного. Но если ребенку нужно было ходить с зубом еще 2-3 года, ортодонт устанавливает специальную аппаратуру – на соседний зуб надевается колечко с лапкой, чтобы положение зуба не изменилось.
Когда брекеты ставят при узкой челюсти, зубы удаляют или чаще сохраняют?
В ортодонтии есть лечение с удалением зубов и лечение без удаления зубов. Если сформировался конкретный дефицит места в зубном ряду, мы вынуждены удалять зубы, чтобы сформировать правильную зубную дугу. Бывают компромиссные ситуации, когда мы сохраняем.
Нужно ли удалять молочные зубы, если основные растут во втором ряду?
Нужно. Это сигнал к тому, что молочным зубам пора освободить территорию.
Как определить правильный ли прикус?
В большинстве случаев родители приводят ребенка в ортодонту, основываясь на эстетических моментах, когда они видят, что что-то не так. Но лучше этот момент оставить за доктором, чтобы удостовериться в догадках.
Какие конструкции вы используете в ортодонтическом лечении у детей, помимо трейнеров?
Трейнеры – это мягкие конструкции, в 80% случаев после них мы используем ортодонтическую конструкции. Трейнером создаем основу, на которой строим остальное. Чаще всего, чтобы поставить зубы ровно, мы используем конструкции на верхний зубной ряд с расширяющим винтом, который родители раз-два в неделю должны специальным ключиком подкручивать. Я люблю несъемные аппараты, чтобы ответственность за лечение нес врач, а не ребенок в кармане джинсов. Когда мы расширили верхний зубной ряд, создали место для постановки зубов, я использую частичную брекет-систему.
Подросткам позже 10-11 лет устанавливают брекет-систему на оба зубных ряда.
Что такое миогимнастика? Кому она показана?
Миогимнастика – это комплекс упражнений, которые помогают стимулировать правильное положение языка (кончик его должен быть расположен у передних верхних резцов), работают на устранение инфантильного глотания, формируют мышечную память. Упражнения будут актуальны для детей 6-10 лет. Потом ортодонты наблюдают за приближающимся половым скачком у ребенка. Если мы видим, что ребенок вступит в гормональный период роста, то с позиции ортодонтической мы имеем дело со взрослым человеком. Упражнения можно спокойно выполнять без трейнера – это не сделает никому хуже. Но с трейнером эффект усиливается. Каждое упражнение лучше выполнять в течение 2-3 минут.
Миогимнастика
Вы узнаете об особенностях кожи недоношенных детей и правилах ухода за ней