«Не хооооччууууу!….Маааамааа! пожааалуйстаааа! Не хочуууу!», – отчаянный детский плач разрывает тишину сентябрьского утра. Стерев с лица эмоции (хотя в душе – как это знакомо! – бушует ураган), мама ведет сына в детский сад. «Не хооооччууууу…», – разносится эхом по двору.
Знакомая картина? Спокойно! С истериками у детей сталкиваются все родители, но слезы – не обязательный спутник детсада. Что делать, чтобы ребенок полюбил детский сад, а ранние подъемы и расставание с родителями не вызывали ужас и панику? Мы поговорили с равными консультантами фонда – тремя мамами, чьи дети ходят в детский сад не первый год, и попросили их поделиться своими секретами.
Полная запись интервью опубликована на YouTube канале «Право на чудо»:
Мария Безенкова, равный консультант «Право на чудо». Дочь Тася родилась на 34 неделе беременности:
– У Таси два основных диагноза: ДЦП и глухота. Изначально я была настроена на то, чтобы Тася пошла в сад. На мой взгляд социализация, взаимодействие детей – достаточно важный этап реабилитации. Но пока Тася не вертикализировалась и не стала ходить хотя бы за ручку, я про сад не думала, хотя в моем окружении есть семьи с детьми с ДЦП, у которых дети не ходят, а только ползают, и их отдают в сад. В 3,5 года Тася вертикализировалась, мы сделали операцию по кохлеарной имплантации, и стало понятно, что нам надо искать садик комбинированного вида, где есть детки с кохлеарными имплантами. Мы нашли такой сад, поговорили с заведующей, и потом я пошла к воспитателям (уточню, что это обычный государственный садик). Меня больше всего пугал момент как ребенок будет подниматься и спускаться по лестницам, так как группа находилась на втором этаже. Но воспитатели меня успокоили, и за 3 года в детском саду у нас не было и одного случая, чтобы ребенок упал по недосмотру, или ей забыли надеть слуховой аппарат. Все были максимально настроены на помощь.
Психологическая адаптация у нас прошла спокойно. Тася с первого дня была в саду полный день. Она очень социальный ребенок. Детки, которые много времени в больницах, на реабилитациях, более социально адаптированы, и привыкание к детскому саду у них проходит, на мой взгляд, безболезненнее, чем у чувствительных нормотипичных детей.
А вот со старшей дочкой мы прошли трудную адаптацию. Старшую дочь я отдала в сад в 2 года, это был сад полного дня, но в 2 года она еще мало что понимала. А вот в 3, когда мы перевели ее в другой гос. сад с милейшей воспитательницей, начались слезы. Рыдала она так, что сердце разрывалось. И тогда воспитатель предложила установить ритуал прощания. Это стало нашей палочкой-выручалочкой. Даша, прощаясь со мной, бежала к окошку и мне махала – поначалу мы прощались через окно по 10 минут. Потом ритуал сокращался, и в конце Даша сказала: “Все, мама, я не буду тебе махать, у меня свои дела”.
И еще важно, на мой взгляд, маме быть готовой к тому, чтобы сознательно сепарироваться от ребенка. Чаще всего страшно не то, что ребенок плачет, а то, что он приходит какой-то взрослый, изменившийся из садика. Этот момент взросления достаточно болезненный для родителей. Я в обоих садах обходила всех специалистов. Когда ты видишь людей, который будут общаться с твоим ребенком, становится легче.
Что касается бытовых умелок, в нашей группе из 28 четырехлеток 6 или 8 детей еще были в памперсе. И детей научили ходить в туалет конечно же. Так что если ребёнок к детскому саду чего-то не умеет одеваться сам, есть ложкой или еще ходит в памперсах – это не страшно. Моя старшая дочь в 2 года за неделю в детском саду научилась есть ложкой и отказалась от памперса.
Екатерина Ленченко, равный консультант «Право на чудо». Дочь Дарина родилась на 30 неделе:
– Я – воспитатель с 13-летним стажем, работаю в государственном детском саду.
Моя дочь Дарина пошла в детский сад в 2 года и 2 месяца. Дарина была самая маленькая в группе (на тот момент сад не принимал в сад раньше 3 лет), но у меня поддержка моей бабушки и мамы, которые сначала забирали ее с обеда, потом мы начали оставлять дочь на сон. Когда Дарина пошла в сад, она сама ела ложкой, просилась на горшок, и мы уже обходились без памперса. Сырые колготки конечно были, но в этом нет ничего такого. Важно еще, когда воспитатели учат ребенка правильно одеваться, чтобы одежда была удобна ребенку. Лучше выбирать одежду и обувь с кнопками, липучками, а не пуговицами и шнурками. У меня не было страхов, так как я доверяла своего ребенка коллегам, с которыми работаю не первый год.
Как педагог, я не люблю долгую адаптацию. Ребенок гораздо легче переживает адаптацию в детском саду, когда у него нет долгого прощания с родителями. У нас была девочка, у которой с папой прощание занимало 40 минут в среднем. Тогда мы попросили маму приводить ребенка. У нее было очень короткое прощание, и девочку как подменили – слез больше не было.
Я сторонница раннего детского сада: в 2-3 года ребенку гораздо проще влиться в коллектив. За 13 лет работы я ни разу не встретила несадовского ребенка. Бывают несадовские родители.
Мариам Погосбекян, равный консультант «Право на чудо». Дочь Нелли родилась на 31 неделе беременности:
– Моей дочке было 4,5 года, когда мы пошли в сад. У Нелли ДЦП в виде правостороннего гемипареза: она ходит, но есть двигательные нарушения, и я переживала, как она справится. В 2 года у нас и речи не шло о том, чтобы ребенок сам ел, одевался, и о саде мы не думали. Но ближе к 4 годам я поняла, что ребенка надо социализировать, дома она дичает. Я пришла в государственный сад, который у нас во дворе. Приняли меня там в штыки: по настрою заведующей я поняла, что она не хочет видеть в саду ребенка с ДЦП. Хотя там места были, и сад мог подать запрос, чтобы нас туда приняли. Мы все равно подали заявление через Госуслуги (кто знает, как будет дальше), а пока пошли в частный детский сад. И, мне кажется, мы не ошиблись. В частном саду я тоже познакомилась с заведующей, рассказала, какие у нас есть ограничения – заведующая сказала, что для них это не проблема, и мы начали ходить в сад. Адаптация заняла примерно месяц: сначала я водила Нелли на полдня. Первый час я сидела в коридорчике группы – дочку очень важно было знать, что мама рядом. Потом когда она втягивалась в игру, я уходила. Скоро мне позвонила заведующая и сказала, что ее можно оставлять на целый день, дочь адаптировалась, все ее полюбили, и я могу не волноваться. Я спросила Нелли: “Останешься на целый день?”. Она согласилась. Так нам удалось избежать истерик, 1 или 2 раза она в саду плакала. Я стараюсь доверять педагогам, установить с ними контакт, чтобы иметь возможность спросить и получить честный ответ.
Меня больше волнуют отношения между детьми в садике. Нелли в силу своих ограниченных физических возможностей не может участвовать во всех подвижных играх, и иногда на площадке остается одна, не всегда ее принимают в игру. Это, конечно, обидно. Хотя воспитатели стараются вовлекать ее тоже. Но я понимала, что ребенку сложно. Мой лайфхак – обратиться за советом и поддержкой к мамам, которые уже этот путь уже прошли. Мне эта поддержка очень помогает.
*материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов
Вы узнаете об особенностях кожи недоношенных детей и правилах ухода за ней