Вы запретили ребенку есть грязь или мыть руки в унитазе? Печенька сломалась пополам или любимая игрушка в стирке? Всё это вполне серьезные поводы для малыша 2-4 лет, чтобы закатить истерику! В этой статье вместе с равным консультантом «Право на чудо», детским и семейным психологом Татьяной Антошиной разберемся с двумя главными вопросами: кто виноват? и что делать?
22 июля в Инстаграм @pravo_na_chudo пройдет прямой эфир с Татьяной Антошиной «Выгорание родителей. Как не допустить и как справиться с выгоранием?». Начало в 16.00.
Для того, чтобы понять, почему дети в этом возрасте так себя ведут, нужно разобраться с тем, что вообще происходит с малышом в период 2-4 лет. В американской литературе этот возраст называют «ужасное двухлетие», в отечественной психологии более известен как кризис трех лет. Так или иначе этот период может охватывать возраст от полутора до 4 лет.
У одних детей истерики случаются пару-тройку раз за период с двух до трех лет. А у других кризис начинается в 1,9 — и до 3,5 лет родители живут, как на вулкане. Это врожденное качество нервной системы. Дети рождаются со своими особенностями, а наша задача — научиться справляться со слабыми сторонами характера.
В это время дети активно познают мир, учатся управлять своими эмоциями и чувствами, у них появляется все большее стремление к автономии, самостоятельности. И одновременно с этим, им приходится мириться со своей зависимостью от родителей. И если в это время взрослые берут ребенка под гиперопеку, пресекают любые попытки к самостоятельности, критикуют — он становится упрямым, появляются агрессия, негативизм.
Масла в огонь еще добавляет лабильность нервной системы, то есть её изменчивость. Вы наверное замечали, как ребёнок секунду назад был доволен жизнью, и вот он уже катается по земле с воплями. Почему ребенок не может держать себя в руках? Вспомним себя: а всегда ли нам удается обработать свои эмоции прежде, чем отреагировать на ситуацию? Нет. Но этого мы ждем от своих трехлеток.
Малыши обладают простыми навыками саморегуляции — сосут палец, раскачиваются из стороны в сторону. Но этих способов бывает недостаточно, чтобы справиться с сильными эмоциями. Усложнение и развитие процесса саморегуляции происходит со временем — и первостепенную роль в этом играет префронтальная кора, которая начинает созревать в утробе и продолжает свое развитие, внимание! До 25 лет! То есть, для детей совершенно нормально не уметь справляться со своими переживаниями самостоятельно, а наказывать их за это — просто бессмысленно.
Лучшее, что могут сделать родители — это показывать, как себя вести личным примером и ждать-ждать-ждать, когда ребенок подрастет.
Но что же все-таки делать?
Что мы чувствуем, когда ребенок истерит? Раздражение, гнев, злость, желание убежать, скрыться, не слышать и не видеть ребенка. Это эмоции, которые появляются из чувства бессилия и отсутствия контроля. Частично мы и правда не в силах это изменить, потому что это естественный этап развития ребенка. Но кое-что сделать в случае истерики все-таки можно.
1) Главное: помните, что такое поведение — это процесс обучения, а не желание потрепать вам нервы. Это не ваши ошибки в воспитании, а нормальный период развития. Ситуации, в которых ребенок закатывает истерику, бывают разными, а детям требуются местами дополнительные разъяснения по поводу ваших действий. Объясняйте причины запрета или уступок: например, «я понимаю, как сильно ты хочешь надеть сандалии на улицу, но сегодня дождь, поэтому давай наденем резиновые сапоги — в них удобнее бегать по лужам, а сандалии — завтра».
2) Переждите бурю. Если у ребенка уже началась истерика, сделать с этим ничего нельзя. Лучшая тактика — просто терпеливо переждать, пока эмоции улягутся. Занимайтесь собой, мужем, другими детьми, если они в этот момент рядом. После того, как истерика пройдет, малышу будет необходима ваша забота.
3) Держите себя в руках. Во время истерики малышу нужен рядом спокойный, сдержанный родитель (помните, что ребенок учится и берет пример с вас). Уговоры и убеждения скорее всего тоже не помогут: во время истерики ребёнком управляют эмоции и инстинкт самосохранения, а доступа к только формирующимся пока логическим центрам у него в такие моменты нет. Самая правильная ваша реакция — спокойное сочувствие.
4) Во время истерики смотрите, чтобы ребёнок был в безопасности. От переизбытка эмоций ребенок может кидаться на пол, совершать резкие движения. В этот момент рядом не должно быть острых углов мебели, на которые ребенок может упасть. Если вы находитесь там, где не принято шуметь, вы можете взять ребенка на руки и увести в другое место.
5) Будьте рядом. Психологи советуют спокойно наблюдать и не предпринимать активных действий, если ребенку не грозит опасность во время истерики. Но сам факт того, что вы рядом, но не пытаетесь уговаривать и ругать ребенка, даст ему понять, что вы не бросите его в трудную минуту.
6) Дождитесь, когда истерика пройдёт, но не вознаграждайте за это. После истерики ребёнка обычно охватывает горестное чувство, и желание, чтобы его пожалели. Сделайте это. Но не давайте угощений, игрушек, предметов, из-за которых могла случиться истерика. Не закладывайте в сознание ребенка идею, что можно добиться желаемого, закатив истерику.
И еще несколько советов:
1) Начните с себя. Если вы умеете договариваться, искать компромисс и справляться с негативными чувствами, то и ребенок будет учиться такому поведению. То есть когда вместо того чтобы бить посуду с криком «Ты никогда мне не помогаешь!», вы говорите мужу: «Дорогой, я сегодня так устала, помоги мне пожалуйста помыть посуду». Важно и то, как вы ведете себя во время истерики: кричите ли сами или держите себя в руках.
2) Соблюдайте режим. Многие из истерик случаются, когда малыш голоден или устал. Детям нужен ритм и режим.
3) Не избегайте негативных переживаний ребенка, признавайте право на их существование и проявляйте эмпатию, сопереживание. Чтобы понять как это сделать, представьте себя на месте ребенка. Вот вы сильно расстроились, настолько, что аж злитесь. Чего бы вам хотелось в этот момент? Чтобы пожалели, были рядом, обняли и сказали: «Да, сейчас тебе плохо, ты расстроен, ты злишься. Я тебя понимаю и я рядом».
4) Учите детей замечать и называть свои чувства и ищите решения вместе. Это связано с предыдущим пунктом, когда мы проговариваем вслух то что ребенок чувствует сейчас: ты расстроился, ты обиделся, ты злишься, ты сердишься и т.д. С детьми постарше можно порассуждать о том, как иначе можно было бы поступить. Например, истерика случилась по поводу вашего отказа купить игрушку: «Да, ты расстроился и наверное обиделся на меня из-за этого. Но мы договаривались о том, что идем в магазин за конкретными вещами».
5) Укрепляйте в ребёнке уверенность в себе. Детские психологи утверждают, что корни истерики в чувстве бессилия, и что большинства истерик можно избежать. Для этого у малыша не должно быть чувства, что его подавляют, что он бессилен и бесправен. Не устанавливайте слишком много запретов для ребенка: строгие запреты должны касаться безопасности (не выбегать на дорогу, не открывать дверь незнакомым, не трогать чайник), но в остальном — проявляйте мудрость и гибкость.
И, конечно, помните, что вы — главный компас для ребенка. Если вы умеете решать сложности, спокойно выражать эмоции в неприятных ситуациях, со временем ребенок тоже научится это делать.
Вы запретили ребенку есть грязь или мыть руки в унитазе? Печенька сломалась пополам или любимая игрушка в стирке?
Вы узнаете об особенностях кожи недоношенных детей и правилах ухода за ней