«Право на чудо» вместе с двигательными терапевтами создали обучающий курс по мягкой реабилитации недоношенных детей
В прошлом году благотворительный фонд помощи недоношенным детям «Право на чудо» совместно со специалистами по реабилитации из Москвы и Санкт-Петербурга запустили обучающий курс для родителей по методу Фельденкрайза (Child’Space). Это нейродвигательный подход, в основе которого лежит естественное обучение человека движению. В рамках проекта «Поможем на старте»* команда специалистов помогает родителям научиться развивать ребенка в домашних условиях.
Участники курса – семьи недоношенных малышей и детей с высоким риском развития ДЦП из Карелии и Воронежской области. Осенью специалисты провели очные трехдневные тренинги и первичную диагностику детей в регионах. Дальнейшее обучение семей идет в режиме онлайн –и пока это первый в России подобный опыт.
Не упустить время
Когда до рождения Семена оставалось полтора месяца, во время скрининга врачи обнаружили у него кровоизлияние и порок развития головного мозга. Сема родился в положенный срок, с весом 3770 и 8-9 баллами по Апгар. Но последствий внутриутробного кровоизлияния избежать не удалось – в 4,5 месяца начались первые проявления ДЦП, появилось косоглазие.
«Мы лежали в детской больнице с аллергией, нас осмотрела невролог и сказала, что у Семена есть риск развития церебрального паралича, – рассказывает мама Екатерина Ильина. – Нам сразу назначили Войта-терапию, ЛФК и массаж – с 4,5 месяцев мы начали реабилитацию и продолжаем ее по сей день. Когда мы узнали, что «Право на чудо» планирует привезти в Петрозаводск специалистов по Фельденкрайзу, сразу подали заявку».
«Когда мы с начали работать над проектом «Поможем на старте», нам было важно не упустить самое драгоценное время первых месяцев жизни ребенка, – говорит детский реабилитолог, руководитель центра «Галилео» Татьяна Пестрова. – По факту оказалось, что лишь немногие дети, которые пришли в программу, находились в этом золотом возрасте, много было детей уже ближе к году и старше. Дело в том, что в раннем периоде новорожденности, дети из группы риска могут незначительно отличаться по двигательному поведению от своих вовремя рожденных сверстников. Эта разница становится очевидной месяцам к восьми, когда ребенок должен уже самостоятельно садиться. Часто и врачи, которые наблюдают ребенка, предлагают подождать, пока его мозг дозреет – и получается, что самый ценный период особой пластичности мозга, когда закладывается образ тела, упускается. Репертуар движений, доступный таким детям, невелик. Повторяя их снова и снова, малыш закрепляет патологический стереотип. Метод Фельденкрайза очень мягкий и безопасный, он обучает мозг ребенка распознавать полезные легкие движения, практиковать их и последовательно осваивать перевороты, присаживания и другие моторные навыки, вплоть до бега и прыжков».
Осенью Семену назначили операцию, и на время восстановительного периода запретили всю стандартную реабилитацию – массаж, ЛФК, парафин. Как и в большинстве российских регионов, в Карелии и Воронеже представлены в основном эти классические методы. Специалистов, владеющих методиками, воздействующими на центральную нервную систему (Войта-терапия, Бобат, Фельденкрайз, PNF и т.д.), единицы, попасть к ним непросто – особенно тем семьям, кто живет вдали от региональных центров.
«Мягкую реабилитацию нам разрешили оставить – и так вовремя мы попали на курс. Татьяна Ивановна рассказала нам о тех этапах развития, которые мы пропустили, о проблемах, о которых никто раньше не рассказывал: что мой ребенок неправильно распределяет вес, есть асимметрия тела. Мы активно стали работать, пробовали все рекомендации, которые давали специалисты, – говорит Екатерина Ильина. – У Семена улучшилось распределение веса – это стала замечать и я, и наши родственники. Сын стал по-другому сидеть, ходить, ускорил темп. У него стала чаще раскрываться кисть, несмотря на то, что ранее мы другими способами пытались ее разработать. А здесь он начал открывать колпачок фломастера, захватывать легкие предметы, поднимать их с пола, он теперь левой рукой помогает поддерживать предметы. Еще у нас была машинка-каталка, на которую мы пытались его усадить – он не мог сам на нее залезть, не мог отталкиваться ногами. А тут, спустя 2,5 месяца занятий, он на машинку сам сел и поехал, отталкиваясь ногами от пола! Для меня это чудо!».
Терапия онлайн
«Суть метода Фельденкрайза состоит не в том, чтобы родители просто научились выполнять какие-то волшебные упражнения, и при помощи них ребенок сел, пополз и так далее, – объясняет Татьяна Пестрова. – Суть глубже: мы хотим, чтобы каждый родитель начал чувствовать своего ребенка, научился поддерживать его, направлять ребенка в его движении. Не пассивно крутить ноги при намечающейся спастике, а понять, как движения вообще происходят, как они организованы, как взаимодействуют между собой части тела. Это сложная, объемная, глобальная цель. И, на мой взгляд, нам это удалось».
Больше всего специалисты переживали за дистанционную часть проекта: это вообще новая идея –обучать родителей двигательной терапии онлайн. И это при том, что сами профессионалы учатся Фельденкрайзу 4 года, в основном очно.
«Метод Фельденкрайза очень телесный, контактный. И мы, конечно, переживали как все получится. Но онлайн-опыт оказался позитивным», – говорит практик по методу Child’Space Лидия Лемпияйнен. – Во время занятий мы показываем движения на кукле, пытаемся расставить акценты – за чем нужно наблюдать, что почувствовать. Иногда предлагаю маме лечь на пол, сделать движение самой – это очень действенно. Когда родитель понимает, что происходит у него в теле, он понимает, что ему делать с ребенком».
Первые успехи
Маша Логачева из Воронежа родилась на три месяца раньше срока и весила 690 граммов – как четыре апельсина. В 10 месяцев жизни невролог на приеме сказала, что по развитию Маша –как трехмесячная.
«Тогда я начала делать с дочкой простые упражнения, которые нашла в сети – и через 2 недели Маша встала на четвереньки, а еще через 2 – поползла. Тогда я поняла, что домашние упражнения могут быть очень эффективны», – рассказывает Анна Логачева, мама Маши. В проект «Поможем на старте» Логачевы попали, когда Маше уже был год и два месяца. –Сейчас Маша ползает, сидит, стоит у опоры, без опоры может простоять максимум минуту.Благодаря занятиям дочь лучше стала ставить ножки – у нас была вальгусная деформация, она подтаскивала ножку во время движения – сейчас этого нет. Занимаемся тазобедренными суставами, чтобы их мобилизовать – из-за тонуса они немного зажаты. Возможно, это не какие-то огромные успехи, но даже небольшие изменения очень радостные. Если бы мы попали в программу в более раннем возрасте, я думаю, у нас и результаты были бы лучше».
«В Фельденкрайзе мне нравится, что занятия можно встраивать в обычную жизнь, они проходят в игровой форме. Иногда специалисты курса дают упражнения из других методик. Например, когда чистим зубы, ставим одну ногу на возвышение – чтобы ребенок учился балансировать. Вроде бы ничего особенного, но результаты у нас хорошие», – говорит Мариам Погосбекян. Ее дочка родилась на 31 неделе с весом 1950 граммов, недоношенность привела к ДЦП. – «На Фельденкрайзе пошли улучшения в крупной моторике. Дочка начала правильно переносить опору, вставать с одной ноги как обычные дети, научилась ползать по-пластунски – этот этап развития мы пропустили, а оказалось, он очень важен. Она научилась танцевать, стала лучше ходить по лестницам».
«Детки пришли к нам в разном возрасте, они находились в разном состоянии – были легкие, и были очень тяжелые. Поэтому достижения у них в зависимости от их возможностей. Но большая радость состоит в том, что детей, стоящих на месте, на мой взгляд, нет, – комментирует Татьяна Пестрова. – В моей группе есть девочка, с которой мы начали заниматься, когда они с мамой еще находились в отделении патологии новорожденных и недоношенных детей Республиканского перинатального центра в Петрозаводске. Сейчас ей 2,5 месяца скорректированного возраста – а она уже сейчас может лежать на животе, опираться на локотки, удерживать голову, представляете? Это норма для трехмесячного ребенка. Еще одна девочка была совсем крошечная, маленькая – она во время занятий семимильными шагами встала на четвереньки, поползла, потом мы научили ее садиться. Для меня это награда».
Наталья Зоткина, учредитель и директор фонда «Право на чудо»: Когда моя дочь Лиза была маленькой, я сама прошла обучение ранней реабилитации, для этого мы специально летали в Германию. И, исходя из своего опыта, могу сказать, что это прекрасно, когда в руках у родителей появляется инструмент, которым они могут пользоваться каждый день. Ведь один прием специалиста по реабилитации сегодня стоит в среднем 3 тысячи рублей. Конечно, это непросто – вкладывать каждый день свое время, и многим наверное легче передать детей в руки профессионалов. Но, несмотря на это, я бы очень хотела продолжать проект, потому что вижу результаты – они не могут не радовать.
*Проект «Поможем на старте» стал возможен благодаря поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».
Алена Демина
Вы узнаете об особенностях кожи недоношенных детей и правилах ухода за ней